Публикации в СМИ

Парламентская газета от 5 апреля 2000 г.
Какие законы нужны банкам

Не секрет, что все прошедшее десятилетие банковская система в нашей стране развивалась гораздо быстрее, чем регулирующее эту сферу законодательство. Многие ныне действующие законы, нормативы, инструкции уже давно не соответствуют сегодняшнему дню и требуют серьезного пересмотра.
О том, какие изменения в банковском законодательстве наиболее актуальны, рассуждает заместитель председателя правления АКБ "РУССЛАВБАНК" Владимир КОНДАКОВ в беседе с нашим корреспондентом.
- Владимир Львович, как часто вам приходится на практике сталкиваться с несовершенством банковского законодательства? Каких изменений в этой сфере вы ожидаете от нового состава Думы?
- Если не ежедневно, то достаточно регулярно банкам приходиться решать вопросы, ответа на которые нет в законодательстве. А если и есть, то настолько общего характера, что их можно совершенно по разному толковать с позиций банка и контрольных и надзорных органов. И дело порой не столько в законах, которые лишь определяют основы банковской деятельности (их немного, всего три-четыре), а в подзаконных актах. Банки нередко вынуждены принимать свои собственные инструкции, основанные на отдельных нормативных актах и собственном опыте. Нередко отсутствует согласованность между актами, изданными как различными регулирующими органами, так и каким-то ведомством или органом.
Считаю, что банки должны быть освобождены от выполнения не свойственных им функций. Ни в одной стране к обязанностям банков не относится проверка соблюдения кассовой дисциплины их клиентами. Также возникает вопрос об обоснованности и целесообразности выполнения банками функций агентов валютного контроля. Кроме того, банки затрачивают немало времени и сил при регистрации преобразований кредитных организаций, внесений ими изменений и дополнений в учредительные документы, регистрации обособленных и внутренних структурных подразделений - всего того, что было бы логичнее отнести к компетенции Банка России.
Необходимо избавить банки от лишних формальностей, касающихся налогового контроля. Согласно статье 11 Налогового кодекса РФ банки должны ставить на учет в налоговых инспекциях свои внутренние структурные подразделения, включая те, которые не имеют ни отдельного баланса, ни самостоятельного учета - дело доходит до того, что оп сути чисто "бумажный" отдел отчета и анализа, находящийся на другой стороне улицы, нужно регистрировать в отдельном порядке. Давно назрел пересмотр банковских нормативов, поскольку часть из них не только позволяет адекватно оценивать надежность и ликвидность банком, но и мешает им поддерживать на надлежащем уровне свою конкурентоспособность и доходность.
- Какие, на ваш взгляд, законы, касающиеся банковской сферы, требуют первоочередного принятия?
- Чрезвычайно важно принять закон о гарантиях вкладов граждан в кредитных организациях, и вот почему. На руках у населения находятся миллиарды долларов, которые при надлежащих, подчеркиваю, реальных гарантиях со стороны государства (а не как по облигациям неких ОАО) могли бы находиться в банках и использоваться для кредитования реального сектора экономики, к чему банки так давно призывают. Необходимы меры, способствующие восстановлению доверия на межбанковском рынке.
Требует реформирования система налогообложения банков. Необходимо отменить налог на курсовые разницы от переоценки валютных средств, снизить местные налоги и сборы на прибыль банков, ставку налога на прибыль банков и установить ее в размере 30 процентов. Снижение налоговой нагрузки расширит кредитные возможности банков, а также позволит снизить стоимость ресурсов для предприятий-заемщиков.
Известный банкир Дж. Морган как-то сказал: "Мне не нужен юрист для того, чтобы говорить мне, что я не могу делать; я нанимаю его для того, чтобы он мне говорил, как сделать то, что я хочу сделать". Эта же задача встает перед юристами тогда, когда устаревшее или несовершенное законодательство сдерживает экономическое развитие страны, препятствует привлечению в нее реальных инвестиций. Поэтому хотелось бы надеяться на принятие и введение в действие таких законодательных актов, которые смогли бы создать наиболее благоприятные условия для участия банков в восстановлении и подъеме российской экономики.