Публикации в СМИ

"Известия" от 6 декабря 2000 года

Главный принцип - не навреди

По прошествии многих кризисов трудно себе представить, что в нашем отечестве существуют банки, работающие на рынке целых десять лет. Неудивительно, что большая их часть приходится на структуры, так или иначе приближенные к власти. Тем не менее среди банков, основание и последующая деятельность которых напрямую не связаны с государством, тоже есть долгожители. К их числу вполне можно отнести и РУССЛАВБАНК, отмечающий на днях свое десятилетие. Секретами долголетия своего "детища" делится председатель правления банка Николай Оскарович ГУСМАН.
- Что самое важное для нормального развития банка?
- В первую очередь - нематериальные активы, а еще точнее - персонал. Чтобы банк сохранял конкурентоспособность, постоянно развивался, необходимо наличие эффективной и работоспособной команды. Необходимо, чтобы входящие в нее люди умели учиться, придумывать новые технологии и их реализовывать, умели перестраиваться.
- Вы применяли какие-то особенные способы управления, чтобы создать такую команду?
- В первое время я думал, что мне удастся придерживаться демократического централизма. Но из псевдодемократии ничего не получилось. Оказалось, что банк подразумевает строгую иерархию ответственности, и из всех политических систем для банка ближе все-таки монархия. Просвещенная, с неизменными законами - своего рода конституцией, - но все же монархия. Я считаю, что часто цитируемая фраза Макиавелли "разделяй и властвуй", которой почему-то придают негативное звучание, - это просто завет управленцу. Разделяй поля для работы, разделяй ответственность и управляй, координируй, спрашивай. Чтобы создать команду, приходится трудиться постоянно. Первые 5 лет все кандидаты - от водителей до начальников отделов - непременно проходили через мой кабинет. Вы видели "молодых старичков"? Я тоже. Я искал людей, у которых есть интерес к жизни. И, конечно, профессионалов.
- Банк - это в первую очередь деньги, я деньги, как известно, портят. Как Вы спасаете от этой "порчи" своих сотрудников?
- Действительно, при работе с деньгами грязь, как, впрочем, и чистота выявляются быстрее. В то же время, изначально непорядочных, нечестных людей очень мало. Больше людей слабых. Поэтому задача первая - выявить эти слабости " еще на стадии приема на работу, а задача вторая - минимизировать участки, где эти слабости могут проявиться. Отрадно, что в последнее время многие стали больше заботиться о своем имени в бизнесе, своем имидже. Причем этот с процесс касается как отдельных работников, так и руководителей компаний, банков. Имена селектируются, все больше людей и компаний хотят иметь устойчивую репутацию - наш н бизнес становится все более цивилизованным, и это не может не радовать.
- Тем не менее, еще два года назад многие банки, используя кризис как повод, попытались решить свои проблемы за счет клиентов...
- Трудно однозначно сказать, кто целенаправленно шел на обман вкладчиков и банкротство, а кто стал жертвой собственных ошибок и недальновидности. Мы всегда придерживались того же принципа, той же философии, что и врачи - не навреди. Банкир, так же, как и врач, работает с людьми, хотя и через некую функцию - через деньги. Допустим, у нас обслуживается компания, в которой работает 10 человек, каждый из них является членом семьи, состоящей в среднем из 3-4 человек. Кроме того, у предприятия есть контрагенты... Если попытаться оценить степень ответственности, которую мы несем, становится страшновато - через мультипликативный эффект банк может нанести ущерб миллионам человек. Это, безусловно, недопустимо. К счастью, за минувшие десять лет наш бизнес, как минимум, не нанес ущерба нашим клиентам.