Публикации в СМИ


"Деловые Люди" № 117, декабрь 2000 года

Рецепт из трех "Д"

Что нужно для того, чтобы организовать банк? Авантюризм, связи, деньги, энергичность, финансовые знания и опыт, все это вместе взятое или вовсе что-то иное? Своим опытом создания и управления банком с нами поделился Николай Оскарович Гусман - председатель правления РУССЛАВБАНКА, отмечающего на днях свое десятилетие.
"ДЛ": Николай Оскарович, что предшествовало созданию банка?
- Опыт научной и практической работы в системе ВПК. В этот период жизни я был успешным ученым, автором около сотни научных работ. Именно ВПК, научная деятельность, работа в комсомоле дали хорошие навыки, в первую очередь - взаимодействия и управления. Мне вспоминается фраза академика Иоффе, звучавшая примерно так: "когда я не знаю темы, я на эту тему пишу статью". Так вот, темы я не знал. А статью пишу до сих пор. Если бы в те времена я понимал глубину незнания темы, то, наверное, выбор был бы иным. Впрочем, и многие другие области деятельности были неизвестны. "ДЛ": Было желание перемен, и вы решили уйти из ВПК. Но почему именно банк?
- Все произошло в силу каких-то внутренних "великодержавных" амбиций. В конце восьмидесятых я ушел из госсектора и создал кооператив. Существовало шесть-семь направлений, все они были успешными, впоследствии было создано СП. Система стабильно работала. Были налажены поставки сырья, производство и сбыт. Мне захотелось поставить впереди своих компаний финансовый паровоз. Однако такой подход оказался ошибочным. Заниматься менеджментом производства и банковской деятельностью одновременно не получилось. Душа стремилась не останавливаться на достигнутом, и я выбрал банк. Выяснилось, что это фантастически интересно, что здесь аккумулируется весь предыдущий опыт: здесь присутствует и управление людьми как основной элемент, и управление средствами, и аналитика, и интуиция - такое многообразие, подкрепленное, хотя и изменяющимися, но правилами, что все это заворожило, и все силы были отданы созданию, развитию, укреплению, становлению, трансформации банка.
"ДЛ": То есть в процессе "написания статьи" темой все-таки пришлось овладеть?
- Иначе банку не исполнилось бы ни 5, ни 10 лет. Придя в новую экономику без правовой базы и без предыдущего исторического опыта, нам всем приходилось лавировать в этом бурном и изменяющемся потоке, искать свои ориентиры. Автомобилистам известно правило трех "д" - "дай дорогу дураку". Мы же сформулировали иное правило трех "д", которое реализуется в качестве основной стратегии - диверсификация капитала, диверсификация банковских продуктов и диверсификация клиентской базы. Как следствие - минимализация рисков. В частности, банк не попал в зависимость от промышленных компаний, от региона, от каких-либо политических сил. За такое устройство пришлось заплатить скоростью развития, величиной капитала, но именно это в итоге явилось залогом нашей жизнеспособности. После серии кризисов такой банк стал привлекательным для клиентуры и акционеров - все они начали понимать, что подобное устройство и есть основа надежности. Большое количество разнообразных клиентов, распределение активов "по разным корзинам" - то есть то, что является признаками классического рыночного банка - позволяет нам уверенно развиваться.