Публикации в СМИ

Газета "Томская неделя", 03.06.2004

Деньги без границ.


Выбрать систему денежных переводов можно по национальности, кошельку и сервису

Перевести деньги из пункта "А" в пункт "Б" - услуга, которая была и будет востребована всегда. Еще несколько лет назад россияне, не задумываясь, шли в ближайшее почтовое отделение, заполняли стандартный бланк, платили стандартные комиссионные, а получатели - стандартно ожидали перевода неделями.

Сегодня даже самые заядлые консерваторы - пенсионеры - могут позволить себе выбрать "личного" оператора по переводу денежных средств. Вопрос лишь в том, что и опытному пользователю банковскими услугами с каждым годом все сложней сделать свой выбор в пользу той или иной системы денежных переводов.

У грандов есть новые плюсы и старые минусы

Согласно экспертной оценке, более 41% рынка электронных переводов занимает "Почта России". (С появлением нового продукта, о котором чуть ниже, почтовики в скором времени могут резко увеличить свою долю). 20% - консолидированная доля иностранных компаний, работающих в России. Это и Western Union, и Money Gram, и ряд других, более мелких компаний. 39% рынка обслуживается банковским сектором. Лидером среди банков в данной сфере услуг является Сбербанк. Связано это с тем, что Сбербанк имеет самую разветвленную сеть клиентских офисов. Отсюда первое правило для клиента: просматривая рекламные предложения банков, обращайте внимание на число пунктов, где можно перевести и получить наличные. Как правило, в проспектах указывается число городов или стран мира. Однако важно именно число пунктов, потому как, скажем, в Томской области та или иная система может быть представлена только одним офисом. Это очень неудобно.

Что и говорить, но с точки зрения сети даже Сбербанку далеко до "Почты России". Ее отделения есть практически в каждом "медвежьем углу". Всего же в стране - около 40 тысяч. (Сбербанк имеет в два раза меньше). Доселе лишь один фактор ограничивал бурный рост клиентов "ПР" - сроки осуществления перевода. Однако с января 2004 года Минсвязи запустило новый продукт - единую систему почтовых переводов - "Киберденьги". По словам Валентины Вагиной, начальника эксплуатации почтовой связи УФПС по Томской области, максимальный срок физической доставки денег в этой системе не должен превышать 72 часов. Однако пока далеко не в каждом отделении области установлены почтово-кассовые терминалы (в Томске - 16, в Северске - 2 и по одному в каждом районном центре области), а потому в отдаленных районах области скорость "Киберденег" ограничивается режимом доставки почты.

(Правда, до конца года в области собираются удвоить число терминалов). К тому же за перевод денег в труднодоступные деревни "ПР" взимает большую комиссию. Что касается комиссионных в системе "Киберденьги", то по сравнению с традиционным переводом они снижены в среднем на 35 %. Этот фактор должен в скором времени увеличить традиционный клиентский сектор "Почты России": физические лица, большая часть которых совершает переводы от 1 до 5 тысяч рублей. Между тем тарифы по-прежнему превышают объемы комиссионных отечественных банковских операторов. К примеру, за перевод от 1 до 5 тыс. рублей клиент заплатит 57 рублей, плюс 4% от суммы перевода, от 5 до 20 тыс. - 217 рублей плюс 2%.

И еще один немаловажный фактор: гранды российского рынка переводов Сбербанк и "Почта России" по-прежнему уступают банковским операторам в... сервисе. Как бы ни был консервативен российский клиент, а прелести обслуживания без очередей он уже прочувствовал.

Осторожно: низкая комиссия!

И в конце концов, есть масса городов с широкой клиентской базой и большая доля переводов - это переводы денег в развитые города и страны. Так что последнее слово за комиссионными. Кто предложит минимальную ставку - тот и победил. И здесь второе правило для клиента: "купившись" на мизерную ставку за перевод, не забудьте поинтересоваться в банке, а не заплатит ли вторую комиссию тот, кому предназначен перевод? Как правило, именно так - "расщепив" комиссионные, и пытаются заполучить клиента банки. Так что если вы увидите рекламное предложение, в котором предлагается перевести деньги менее чем за 2%, - будьте осторожны. Сегодня средний размер комиссионных отечественных систем колеблется от 2 до 3%. Иными словами, офисная сеть, сервис, комиссионные, география денежных переводов и даже скорости (здесь безусловный лидер WU, однако для отечественного клиента, за исключением бизнесменов, не так уж важно, придет перевод за час или пять часов) - уже не являются полем для битвы за клиента. Что же влияет на миграцию желающих перевести деньги из пункта "А" в пункт "Б"?

- Полагаю, что сегодня в меньшей степени существует конкуренция между системами и их агентами за одного и того же клиента. Скорее за привлечение новых, - комментирует Михаил Гомзяков, начальник отдела валютных операций Промрегионбанка. Да, те же пенсионеры, ранее являвшиеся клиентами почты, постепенно склоняются к банковским переводам. Однако в последние год-два банки в регионах открыли для себя совершенно новый сектор - гастарбайтеров. Как правило, это иностранные рабочие из Узбекистана, Армении, Таджикистана. Так что эти клиенты очень дополнили сектор, который ранее можно было назвать "семейным'. Скажем, в Томске очень много студентов из Казахстана. Их родители, естественно, стараются сэкономить на переводах, а потому обращаются к нам.

К слову, каждая система денежных переводов может "похвастаться" собственным клиентским лицом. Как уже заметил Михаил Гомзяков, клиенты Contact - иностранные рабочие и служащие, родственники на ПМЖ и эмигранты (у этой системы очень хорошая и признанная сеть в той же Германии); Migom - гастарбайтеры и оказывающие материальную помощь родственникам по России; Money Gram - иностранные работники и родственники эмигрантов. Western Union добавляет к этому списку родителей зарубежных студентов и туристов, а "Анелик" - естественно, сугубо диаспоральных клиентов.

Фишки завтрашнего дня

Таким образом, налицо "сегментация" рынка денежных переводов. Практически каждая система имеет своего, отличного от конкурента, клиента.

- Безусловно, этот рынок приходит к насыщению, - заявил "Томской неделе" Феликс Кривошеев, заместитель председателя правления КБ "Движение". Можно говорить о том, что рост рынка денежных переводов скоррелирован с ростом доходов населения. К примеру, в последнее время увеличилось число бизнесменов, выезжающих в рабочие командировки за границу, или студентов, у семей которых появилась возможность обучать их за рубежом. Но это не обеспечит рынку сумасшедшего роста. Принципиально увеличить рынок могут изменения в законодательстве, касающиеся условий перевода валюты, или интегрирование этого вида услуг с другими банковскими продуктами. К примеру, с дорожными чеками, введением дисконтной системы. Иными словами, слияние функций различных банковских продуктов, временно заменяющих наличные деньги.

В качестве уже существующих примеров "бонусов" можно привести возможность передать вместе с переводом послание получателю. Или же, как отметили в Промрегионбанке, возможность перевести деньги самому себе в ту страну, куда ты отправляешься на летний отдых. Это удобнее, нежели дорожные чеки. Возможно, в ближайшем будущем получить денежный перевод можно будет без предъявления паспорта. Если уж нам обещают послабления режима приобретения валюты, то и до переводов могут дойти руки.