Газета "Томская неделя", 03.06.2004
Перелетные купюры
Вопрос о переделе рынка денежных переводов в России не поднимался давно. Легкий всплеск интереса к этой теме был зафиксирован лишь однажды, в начале девяностых, когда на российский рынок пришла компания Western Union. Система заняла свою нишу, но не более того - тарифы, приемлемые на Западе, оказались дорогими для России. Как ни странно, но появление в стране собственных систем было вызвано не столько появлением на местном рынке западного примера, сколько ситуацией в банковском бизнесе России в целом. Финансовые смуты тех лет заставили банки переориентироваться с высокодоходных, но рисковых операций на работу с физическими лицами: бизнес малорентабельный, но стабильный. Так на рынок денежных переводов потянулись новые игроки. Первым стал армянский банк "Анелик", предложивший россиянам одноименную систему денежных переводов. (В Томске ее представляет КБ "Движение".) Сегодня собственные системы предлагают 6 отечественных банков: Русславбанк (Contakt), Импэксбанк (услуга "Экспресс-переводы"), Европейский трастовый банк (MIGOM), Банк "Первое ОВК" (в Томске представлен "Сибирским ОВК", системой "SТВ-экспресс"), Юниаструмбанк (Unistream), Москомприватбанк (PrivatMoney). Собственной внутрибанковской сетью располагают Газпромбанк и, естественно, Сбербанк. Что же касается иностранных платежных систем, то сегодня на российском рынке представлены: Money Gram, Western Union, Ria Envia и Travelex Worldwide Money Ltd. (TWML). По нашим данным, в Томской области представлены лишь MG и WU.
Эксперты полагают, что рынок денежных переводов в течение последних двух лет демонстрирует устойчивый рост. По некоторым оценкам, в этом году его общий объем составит $8 млрд. Однако почему же далеко не все, даже крупные российские, банки готовы предложить своим клиентам собственные услуги по переводу? Прежде всего, потому, что для этого необходимо иметь либо большую филиальную сеть (группа ОВК), либо хорошую корсеть (Европейский трастовый банк, Русславбанк, корреспондентом которых в Томске является Промрегионбанк). У последних система базируется на системе корреспондентских отношений между банками - участниками расчетов, в которой один из банков выполняет роль клирингового (расчетного) центра. И вторая причина: пытаясь составить конкуренцию существующим на рынке системам, банкам так или иначе придется демпинговать. А сегодня размер комиссионных, взимаемых за переводы, и без того практически достиг порога рентабельности. Потому многие банки предпочитают заключать агентские соглашения с уже существующими системами. К сожалению как самих банков, так и клиентов, наиболее развитые системы переводов, как правило, запрещают коммерческим банкам-агентам оказывать услуги по переводам денежных средств с использованием других систем денежных переводов.
Самый скандальный случай - это судебная тяжба между Министерством по антимонопольной политике и Western Union. В 2001 году в МАП обратился Русславбанк, создатель Contact. Дочернее предприятие Western Union, НКО "Вестерн Юнион ДП Восток", заключало со своими агентами договор, запрещающий им сотрудничать с другими компаниями по переводу денежных средств. Последней каплей в море терпения Русславбанка стали письма Western Union к агентам - участникам обеих систем: компания требовала расторгнуть договор с ней или с Contact. Комиссия МАП признала право российских банков - участников Western Union быть агентами других систем денежных переводов. Но компания не согласна с решением МАП и обратилась в суд. Кстати, подобные трудности возникали между "Анеликом" и Money Gram. Ограничения на работу банков с разными системами - это основная причина, по которой доля американских компаний все еще столь высока на отечественном рынке.
|