Газета "Версия" 17.02.03.
ПОСЛАТЬ ПОДАЛЬШЕ
Перевести деньги или отдать их в руки — вот в чём вопрос
О самом обычном переводе денег. Из точки А в точку Б, из Москвы в Питер, из Тобольска в Казань, из Молдовы в Замбези — словом, откуда придётся куда пожелаешь. Спроси об этом любого нашего, в смысле россиянина, так он (она) сделает круглые глаза и, не особо задумываясь, покажет пальцем на ближайшую почту или телеграф. Потому что десятилетиями зубрёжки отшлифованный призыв: «Шли деньги телеграфом!» — в общем, никуда его из головы не денешь. Как будто время остановилось, и ничего лучше телеграфной машинки за последние сто лет человечество так и не придумало.
Но, слава богу, это не так. Деньги нынче можно послать подальше разными способами. Просто всё то, до чего мир додумался уже давным-давно, наконец появилось и на Руси, а потому так уж спешить к милому сердцу почтовому отделению мы не советовали бы — есть выбор.
Ещё в позапрошлом веке в Американских штатах было так, как мы привыкли видеть в голливудских вестернах:
едет себе по пыльной дороге дилижанс, вдруг ниоткуда появляются парни на лошадях и с кольтами... Стрельба, погоня, и в результате — заветный чемодан, полный денег, которые тут же делятся на всех ковбоев. Это я к тому, что вообще идея хотя бы как-то организовать для населения услугу передачи хрустящих купюр на расстояние (разумеется, за определённую плату) первым пришла в голову американцам. Это потом появилось радио, телефон, телеграф, SWIFT, весьма облегчившие нелёгкий путь наличных по прериям, однако уже в те времена люди были готовы платить только за то, чтобы родные, друзья или компаньоны за тысячи километров получили деньги в целости и сохранности. Пусть и через неделю — деньги ведь не стареют.
Всё изменилось, как только был изобретён телеграф. 1871 год подарил человечеству первый телеграфный перевод денег, его совершила опять-таки американская телеграфная компания Western Union (WU). Дилижансы окончательно ушли в историю, и хотя деньги всё ещё и продолжали возить чемоданами на поездах и первых авто, тем не менее ни тем ни другим особо спешить уже было некуда: радостные клиенты выстраивались в кассу немедленно по приходу телеграфного подтверждения. Наличные же приезжали позже.
К слову, та же самая WU первой запустила коммерческий спутник (1974 год), а чуть раньше придумала что-то отдалённо напоминающее факс — надо ли говорить, что закон перехода количества в качество сработал и здесь! Сейчас WU — одна из крупнейших в мире систем переводов, а ведь фирма начинала как компания связи...
В конце 70-х о себе заявила и American Express (АЕ). Мир вдруг узнал, что у АЕ вот-вот родится «дочка», судьба которой, как и WU, — брать деньги в одном месте, а отдавать — в другом. Роды прошли успешно, «девочку» назвали MoneyGram (MG). А когда через пару лет встал вопрос о замужестве, господин Thomas Cook был настолько влюблён в американочку, что на свадьбу подарил ей все права на перевод денег через свои филиалы чуть ли не на всех континентах. Так MG из тинейджера превратилась в мощного игрока по части контроля за финансовыми отправлениями на планете Земля. WU не то чтобы напряглась, однако же задумалась над вечными вопросами «как быть?» и «что делать?». Рынок, понимаете ли, — в том смысле, что худой мир лучше беспощадной конкуренции.
Пересказ истории, как FirstData Corporation (FDC) помирил-таки MG и WU, займет слишком много времени. Доподлинно известно лишь одно: несколько лет подряд, с 95-го по 98-й, обе компании мирно сосуществовали под крылышком FDC и по мелочам не ссорились. То есть гражданам Америки, Азии и Европы казалось, что MG и WU друг другу чужие, хотя на самом деле это было не так: отчитывались компании перед одним и тем же хозяином, ему же и несли прибыль. Получалось, что мир рисковал, и антимонополистам в Штатах это нравилось всё меньше и меньше. Именно эти борцы с монополиями пять лет назад заставили FirstData избавиться от MG. И теперь за каждые 65 центов любого перевода денег несёт ответственность WU, а за 35 — MG. Что, кажется, устраивает всех.
A y нас кроме газа в квартирах теперь тоже кое-что найдётся. Во-первых, это уже названные почта с телеграфом - практические и достаточно естественные монополисты, берущие если не умением, то числом уж точно. И правда, уж чего-чего, а за 70 лет советская власть построила, наверное, самое большое в мире количество этих заведений: нет ни одного города, ни одного посёлка или деревни, где бы ни работала местная почта. Телеграф тоже не редкость. Всё это - несомненные достоинства.
Впрочем, мне кажется, недостатки всё же перевешивают. Ни с одной почты доллары не отправить - факт, плюс ко всему в кассе почтового отделения адресата может легко не найтись нужной суммы в рублях. «Зайдите завтра, может, соберём! — тот, кто ни разу не слышал от кассира-почтовика такого ответа, может бросить в меня камень... Ясное дело, такое положение вещей устраивало далеко не всех наших сограждан, тем более что и 10% комиссии за перевод денег — сумма немаленькая. Хотя бы как-то «разбавить» почтово-телеграфное одиночество взялся ЗАО КБ «Русславбанк» (РСБ) со своей системой Contact и армянский «Банк Анелик» (система «Анелик»).
В принципе развернуться им было где — просторы России пока никем всерьёз не освоены, однако идти по пути экспансии, увы, наши законы не позволяют. Всё дело в том, что гонять туда-сюда деньги у нас можно только почте или же... банкам вкупе с лицензированными небанковскими кредитными организациями. Другими словами, чтобы из Урюпинска отправить деньги в посёлок Хилок Читинской области, и в Хилке, и в Урюпинске должно быть по полноценному банковскому офису. Что, естественно, покуда нереально. За бугром же всё куда проще: любой бар, ночной клуб или магазинчик типа сельпо станут агентами любой из систем за секунду, только захоти...
РСБ выбрал путь интенсивный и оригинальный одновременно, имя пути — клиринг, а по-русски — взаимозачёт. В основе проекта тот факт, что банки или аффилирован-ные с ними организации в России есть почти везде. Проблема в том, что все они разные и ничем не объединены. Значит, если РСБ договорится с каждым из них (ну или с большинством) о немедленном взаимозачёте принятых и выданных денег, это всё равно что открывать собственные филиалы, только гораздо дешевле и проще. Так родилась система Contact, покрывшая сегодня практически всю страну, а заодно и страны СНГ и ещё бо-лее 70 стран мира.
Сергей Блудов, начальник управления финансовых институтов, КБ «Русский славянский банк»:
— Услуга денежных переводов, которую предоставляет сеть Contact, с каждым годом пользуется всё большей и большей популярностью у наших клиентов. Представьте, за период с января по декабрь 2002 года общая сумма такого рода операций составила более 90 миллионов долларов. Причин нашего успеха в этом сегменте рынка несколько.
Во-первых, мы установили корреспондентские отношения с банками на всей территории СНГ, а также со специализированными компаниями, представленными в более чем 70 странах мира. Это означает доступность качественного и недорогого сервиса в области денежных переводов практически повсеместно.
Дальше мы задумались над тем, как максимально ускорить проведение этих операций. Иногда ведь даже час или два играют колоссальную роль, если, скажем, речь идёт о здоровье человека или какой-нибудь нештатной жизненной ситуации. Ключ к разгадке мы нашли в том, чтобы предельно упростить саму процедуру оформления клиентом всех нужных бумаг — раз и сделать услугу, что называется, простой и прозрачной для обычного человека — два. Например, каждый из наших банков-партнёров получил свой код, состоящий всего из четырёх букв. Клиенту уже не надо тщательно выписывать адрес банка-получателя, достаточно найти его условный код и дописать лишь, кому предназначены деньги, — и всё! То есть когда эта услуга стала предельно проста, она стала и доступна. И немедленно вырос спрос на неё.
Конечно, каким образом и с чьей помощью отправить деньги, решаем всегда мы -клиенты. У каждой из систем есть свой «фирменный» почерк, свои достоинства:
для одних отправителей важна скорость, для других
— стоимость, а для третьих
— обычное удобство, скажем, чтобы банк был рядом с домом.
MG пошла по пути надёжности. Её заявление о том, что несколько миллиардов долларов в качестве неприкасаемых активов заморожены - так, на всякий случай, — в своё время вызвало резкий рост спроса на услуги именно этой системы.
WU гордится тем, что обеспечивает невиданную скорость доставки наличных средств, что, впрочем, при современном уровне развития коммуникаций и неудивительно.
Владимир Луценко, директор департамента платёжных систем КБ «СДМ-Банк»:
— Наш банк разработал новые услуги в сфере розничного бизнеса. Начиная с февраля любой желающий может воспользоваться системой платёжных переводов Western Union для рублёвых переводов по России и валютных — в другие страны (переводы уже можно осуществить в пяти отделениях банка).
К 15 февраля пункты Western Union будут открыты во всех отделениях. Система WU, существующая с 1871 года, известна во всём мире, обладает разветвлённой сетью пунктов и традиционно пользуется высоким доверием. Тарифы, предлагаемые Western Union, находятся на рыночном уровне и способны удовлетворить самого привередливого клиента. Для системы характерна высокая скорость поступления средств получателю (15—20 минут). Банк не собирается останавливаться на достигнутом и уже в ближайшем будущем планирует расширить количество точек, где предоставляются услуги Western Union (до 40 точек к лету).
Contact же по-хорошему нетороплив, эта неторопливость сродни степенности — в РСБ считают, что лучше семь раз отмерить, нежели потом исправлять ошибки. Да и большинство опросов клиентов подтверждает, что разница в час или два при получении особой погоды не делает: клиент почему-то предпочитает приходить за переводом или к вечеру, после работы, или на следующий день. Что ж, мир так устроен -постоянно в стремлении к равновесию и гармонии. Но в любом случае, отдавая деньги в кассу, каждый из нас уже давно решил, что хотя бы кому-то надо доверять. Чтобы не пришлось опять пылить на дилижансе...
Материал подготовил Владимир Антонов
|