Журнал "Русский Фокус" от 04.02.2002
ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ВОЙНЫ
На рынке денежных переводов обостряется конкуренция
Уживаться под крышей одного банка международные системы денежных переводов не желают и не пытаются. Это негласный закон сосуществования двух крупнейших международных "переводчиков" -MoneyGram и Western Union, - где бы они ни находились, включая Россию. Между тем на российском рынке присутствуют и местные системы, для которых это правило вовсе не является непреложной истиной. Для борьбы с гигантами используется все - низкие тарифы, высочайшую анонимность и даже Министерство по антимонопольной политике.
Одной из отличительных особенностей систем денежных переводов является очень жесткий консерватизм. Такая черта, свойственная, впрочем, всем сферам деятельности, связанной с оборотом чужих денег, обусловлена заботой "переводчиков" о своей репутации - быть замешанными в каком-либо скандале никто не хочет. Однако так получается не всегда.
МАПом по Востоку
Начинающееся антимонопольное разбирательство между Русским славянским банком (Русславбанк) и российским представительством Western Union многие аналитики финансового рынка уже назвали одним из самых крупных и "многообещающих" антимонопольных скандалов начинающегося года. Между тем эта история началась больше двух месяцев назад, т. е. еще в прошлом году, когда Русславбанк, имеющий собственную систему денежных переводов под названием Contact, подал в Министерство по антимонопольной политике (МАП) жалобу на притеснения со стороны "Вестерн Юнион ДП Восток".
Причиной обид Русславбанка стали письма Western Union в адрес своих банков - участников системы с требованием расторгнуть контракты либо с ними, либо с Contact. Сразу заметим, что подобные письма не являются чем-то неожиданным. Western Union руководствуется одним из обязательных пунктов своих договоров с банками, который гласит, что участник системы обязуется не вступать в отношения с другими аналогичными системами.
В Western Union "Фокусу" отказались комментировать эту ситуацию. Так же поступили и в Русславбанке. Причина нежелания общаться с журналистами проста. Так, представитель Русславбанка сказал "Фокусу": "Банк не имеет права говорить по этому поводу с прессой, т. к. Western Union может в ответ возбудить дело против Русславбанка по обвинению в давлении на МАП через СМИ". В Western Union также заявили, что до окончания рассмотрения дела в МАПе комментариев не будет.
Проводить сравнение между MoneyGram и Western Union можно безо всяких натяжек. Это почти идентичные системы, отличающиеся друг от друга лишь некоторыми дополнительными услугами, такими как, например, доставка на дом в системе Western Union или получение средств в любом пункте в любой стране мира по системе MoneyGram (Western Union ограничивается страной назначения). Правила общения с банками-участниками у MoneyGram абсолютно аналогичны принятым в Western Union - MoneyGram требует, чтобы банки-партнеры не работали с другими системами.
Системы Contact и ANELIK вообще являются близнецами, причем крепко связанными друг с другом. В действительности они имеют общую информационную базу, общую сеть банков (около 1000 пунктов в 49 странах мира). Различие только одно: общая система развивается двумя дружественными структурами - российским Русславбанком и армянским банком "Анелик", лицензированный филиал которого есть в Москве. Переслать деньги из банка, подключенного к системе ANELIK, в банк, подключенный к системе Contact, можно безо всяких проблем.
Вместе с тем ситуацию прояснили другие немногочисленные участники рынка быстрых переводов денежных средств физических лиц. Собственно говоря, их двое - это вторая после Western Union по величине международная система MoneyGram и система банковских переводов ANELIK.
Война за имидж
"У нас тоже есть пункт в договоре, согласно которому банк - участник системы MoneyGram не должен работать с другими аналогичными системами", - сказала "Фокусу" директор по маркетингу представительства MoneyGram в странах Восточной Европы и СНГ Наталья Катина. По ее словам, так же как и Western Union, MoneyGram вынуждена рассылать письма своим банкам-участникам с напоминанием об этом пункте договора. "Мы не считаем, что данное положение нарушает антимонопольное законодательство России, - заявила Наталья Катина. - Собственно, этот пункт договора не имеет такого большого значения - за его нарушение MoneyGram не может подать на банк в суд или каким-то другим Образом заставить банк отказаться от работы с аналогичной системой".
По словам Натальи Катиной, нежелание MoneyGram работать с аналогичной системой "в одном окне" можно объяснить очень простым примером: "Автобанк работает как с MoneyGram, так и с системой ANELIK, из-за чего клиенты банка часто начинают путать наши сервисы".
Отправляя деньги в системе ANELIK по более низким тарифам, они удивляются, например, почему платеж не дошел до адресата в течение 15 минут. "В результате страдает репутация обеих систем, причем дело не в том, плоха или хороша ANELIK. Соответственно, мы попросили Автобанк решить, с какой системой он хочет работать. Сейчас они обдумывают свое решение, и мы надеемся его скоро узнать", - заявила представительница MoneyGram.
"Фокус" обратился в Автобанк с вопросом, какое решение собирается принять руководство банка. Ответ был очень лаконичен: "Что касается нашей работы с MoneyGram, то мы являемся лидером в плане привлечения субагентов по этой системе". Ответ непрямой, но вывод напрашивается сам собой.
Не менее важным, по мнению Натальи Катиной, является и уровень надежности других систем перевода денег. "К примеру, ANELIK представляет собой систему банковских переводов. Причем деньги можно перевести только в конкретный банк-участник. А если этот банк прекратит свое существование? Где клиент получит свои деньги?" - задается вопросом г-жа Катина.
Мы - не такие,
мы - другие
"Положение Русславбанка и их системы Contact легким не назовешь. Мы сами испытываем такое же давление", - сказал "Фокусу" директор московского филиала банка "Анелик" Армен Казарян. По его словам, Western Union рассылает письма с требованием исполнять условия договора банкам-участникам, и с тремя из них системе ANELIK уже пришлось расстаться. С другой стороны, четыре банка решили данный вопрос в пользу ANELIK.
"Я не думаю, что Русславбанк пытается доказать неправомерность наличия пункта в договорах Western Union, ограничивающего возможность их банков-агентов работать с аналогичными системами", - считает Армен Казарян. По его мнению, задача Русславбанка доказать, что Contact (естественно, что плодами победы воспользуется и родственная ему ANELIK) не является системой, аналогичной Western Union или MoneyGram.
Действительно, система переводов ANELIK отличается от ее международных коллег. "Деньги переводятся из одного банка в другой, притом только в определенную точку, - говорит Казарян. - По скорости мы тоже от них отличаемся. Переводы у нас получают на следующий банковский день. Пока мы не произвели взаиморасчет с банком, выплаты получателю не производятся". Со всеми банками, с которыми работает система ANELIK, банк "Анелик" имеет прямые корреспондентские отношения. В отличие от международных систем, чьи гарантии принимаются банками, их армянские коллеги просто разложили собственные деньги там, где находятся потенциальные потребители их услуг.
Гиганты ориентируются на Запад
Посчитает МАП аргументы Русславбанка убедительными или нет, покажет время. Но уже сейчас можно констатировать, что рынок денежных переводов вырос достаточно для того, чтобы его начали делить.
Конечно, говорить о реальной конкуренции между международными компаниями и системой ANELIK (и тем более с отдельными банками, также занимающимися этим бизнесом) очень трудно. "Основные обороты, которые мы делаем в России, - это деньги, поступающие сюда из западных стран", - пояснила Наталья Катина из MoneyGram. К примеру, США являются одним из крупнейших доноров, т. е. страной, из которой делается огромное количество переводов, в том числе и в Россию. "В Нью-Йорке проживает около миллиона человек, говорящих по-русски, - выходцев из СНГ", - сказала она. Естественно, MoneyGram не может пропустить такой большой кусок рынка. Одно из последних нововведений - перевод до $300 для этих людей обойдется всего в $14 (от 4,7%).
С другой стороны. Western Union активно "пробивает" и внутренний рынок. К примеру, в октябре система снизила стоимость денежных переводов из стран СНГ и Эстонии в другие страны мира на 13-17% (в зависимости от суммы перевода). Не менее значимым шагом в этом направлении является и начало работы Western Union по переводам рублевых средств внутри России.
Разумеется, банк "Анелик" тоже не стоит на месте. В его планах значится значительное увеличение числа стран и банков - участников системы. По словам Армена Казаряна, банк "Анелик" надеется, что к лету список стран, куда он будет осуществлять переводы, достигнет 70-75". Однако занять традиционные для западных гигантов Западную Европу и США "Ане-лику" вряд ли удастся. Помимо того, у него хватает забот и на территории СНГ.
Банки в засаде
Отхватить свой кусок пирога стараются не только платежные системы. Особое внимание к денежным переводам со стороны банков, старающихся выйти на этот рынок самостоятельно, заметить нетрудно. Обросшие достаточным количеством филиалов в России и партнеров в странах СНГ, они активно развивают свои услуги по продвижению денежных средств именно в этих направлениях. Например, активную программу по переводам денежных средств в закавказские республики предлагает Импэксбанк. "К примеру, месячные обороты по переводам в Армению составляют у нас примерно $3 млн", - сказал "Фокусу" представитель управления банковских продуктов Импэксбанка Ефрем Козлов. Он предположил, что это примерно половина оборотов "Анелика" в этом направлении.
Естественно, построить такую разветвленную сеть банков-корреспондентов, как у "Анелика", рядовые банки не пытаются. "Мы работаем с несколькими банками в этих регионах, которые в свою очередь имеют широкую сеть банков-корреспондентов", - пояснил Ефрем Козлов. Естественно, скорость прохождения переводов может значительно уменьшиться - сложный путь денег через несколько корреспондентских счетов приводит к тому, что перевод может достичь адресата только через несколько дней.
Однако у банков есть один неоспоримый плюс - это стоимость перевода. К примеру, в Импэксбанке перевод в Армению обойдется в 2% от суммы (в ANELIK - 3% при сумме перевода ниже $5000). Такие же тарифы предлагает и Конверсбанк.
Данные только по "общаку"
Причина обострения конкуренции и столь пристального внимания к сфере денежных переводов со стороны банков достаточно проста - это очень динамично растущий рынок. Вместе с тем определить объемы этого рынка очень нелегко. Практически вся информация двух крупнейших международных "переводных" систем - Western Union и MoneyGram - является недоступной общественности. "Мы можем предоставить информацию по оборотам MoneyGram в целом, но не по России", - пояснила корреспонденту "Фокуса" директор по маркетингу представительства MoneyGram Наталья Катина. В Western Union также отказались предоставить информацию по России, заявив, что не понимают, "зачем кому-то могут понадобиться эти данные". Впрочем, аналитики финансового рынка склоняются к мнению, что рост оборотов Western Union в ми-нувшем году составил примерно 40%.
В банке "Анелик" информация открыта, что можно объяснить молодостью системы. По словам Армена Казаряна, "в 2001 г. обороты системы ANELIK составили $155 млн, что на 82% превышает показатели предыдущего года - в 2000 г. обороты составили $85 млн". По словам Казаряна из банка "Анелик", на территории бывшего Советского Союза 1-е место по объему транзакций занимает Western Union, 2-е место принадлежит системе ANELIK, на 3-м - MoneyGram. "Основные наши потоки идут в Армению и Грузию, на них приходится 80%, 20% - на Украину, Молдавию, Белоруссию", - говорит Армен Казарян.
Несмотря на отказ говорить о реальных цифрах, Наталья Катина из MoneyGram сказала, что "рост рынка действительно существенный, что напрямую связано с ростом экономики и покупательской способности населения". В мире существует порядка 60 платежных систем, и обороты той же системы ANELIK по мировым меркам выглядят вполне приличными. Причем, в отличие от большинства стран, где баланс спроса и предложения на рынке денежных переводов давно установился, потребность российского рынка в этих услугах интенсивно растет. Если рост сохранится, то дележ этого рынка может принять и более агрессивные формы. Выиграть от этого может в первую очередь потребитель. Ведь в условиях острой конкуренции цена финансовых услуг всегда падает.
|