Публикации в СМИ

Газета "Ведомости", 10.03.2004

БЕЗ СЧЕТА И ОЖИДАНИЙ


Рост доходов населения и растущая миграция, а также развитие технологий привели к настоящему буму экспресс-переводов денег. Объем этого рынка исчисляется миллиардами долларов, в России работают более 10 систем денежных переводов, доход которых в прошлом году, по самым скромным подсчетам, составил $100 млн. Однако рынок, по словам его операторов, далек от насыщения и продолжит расти.

Вначале была почта

Люди переводили друг другу деньги еще во времена Советского Союза. Тогда для этого была одна дорога - на почту. А с началом реформ в Россию пришла и ведущая международная система -Western Union. Первый перевод в России она осуществила в 1992 г. Следующих игроков пришлось ждать пять лет. Зато в 1997 г. на российский рынок вышли сразу двое: мировая MoneyGram и армянская "Анелик".

Как ни странно, дальнейшее развитие рынка подтолкнул кризис. После 1998 г. банки поменяли свое мировоззрение и вместо спекуляций на финансовых рынках стали уделять все большее внимание комиссионным доходам. А появившиеся к тому времени технологии сделали создание своей системы переводов доступным для многих банков.

И вскоре процесс пошел. Начальник отдела развития системы "Анелик" Мария Кочарян вспоминает, что процесс создания новых систем начался примерно с 2000 г. По ее словам, новички пытались копировать три существовавшие на тот момент в России системы: Western Union, "Анелик" и MoneyGram. Появление в стране Western Union с новыми тарифами и скоростями подвигло многих на вхождение в этот бизнес, говорит первый вице-президент Первого республиканского банка Александр Федорусенко. Занимающиеся переводами банки оперируют либо внутри своей филиальной сети, как Сбербанк, либо выступают агентом одной из специализированных систем, например Western Union.

Руководитель департамента платежных систем и расчетов Центробанка Наталья Кочеткова считает важным фактором бума на системы экспресс-переводов развитие банковских и информационных технологий. А член совета директоров Межбанковского финансового дома, руководитель комитета по платежным системам Ассоциации российских банков Юрий Мальцев одним из основных факторов называет усиливающуюся миграцию населения, в том числе выезд российских студентов на обучение за границу. Федорусенко добавляет еще материальную поддержку родственников, оказавшихся в других государствах после развала СССР. В результате люди начали оценивать удобства и привыкать переводить средства, а не возить их, обобщает он.

Сейчас число систем экспресс-переводов без открытия счета превысило 10 (см. таблицу). По разным оценкам, в прошлом году граждане перевели через них $5-10 млрд, принеся им доход не менее $100 млн.

Оценщики

По словам Кочетковой, Центробанк не осуществляет специального надзора за платежными системами, контролируя непосредственно банки. Поэтому официальной статистики об объеме денежных переводов не существует, и о масштабах этого рынка можно лишь догадываться. Например, Western Union оценивает объем российского рынка денежных переводов за 2003 г. в $5-8 млрд. Замдиректора департамента развития системы "Юнистрим" Сусанна Узунян говорит о 14-5 млрд. А ИМПЭКСБАНК оценивает объем рынка легальных денежных переводов в $6-12 млрд в год (из них переводы внутри страны -$1-2 млрд, между Россией и странами СНГ - $4-8 млрд и еще $1-2 млрд - между Россией и странами дальнего зарубежья).Зампред правления Росбанка Игорь Антонов ссылается на исследование Gallup, согласно которому каждый десятый в России пользуется услугой денежных переводов минимум раз в год. Если исходить из 140 млн населения, получается 14 млн транзакций в год без учета повторных переводов, отмечает он. Маркетинговое исследование компании MAGRAM Market Research показало, что 13% граждан РФ в возрасте от 18 до 55 лет, как минимум, раз за последний год осуществляли денежные переводы. Правда, услугами специализированных систем воспользовался лишь 1% опрошенных. Подавляющее большинство переводов пришлось на "Почту России" и Сбербанк. Велика доля неформального рынка денежных переводов (например, личных передач через родственников) - 37%. Отразились здесь и платежи за услуги через сеть Интернет. Помимо почты и Сбербанка респонденты MAGRAM MR (1000 человек в восьми городах России) назвали еще семь операторов: Western Union, "Анелик", MoneyGram, Contact, Travelex, Migom, PrivatMoney.

По словам заместителя гендиректора "Почты России" Леонида Грехова, сейчас почта контролирует 41% российского рынка денежных переводов. Около 39% приходится на банки (прежде всего Сбербанк), а остальную часть захватили международные системы переводов Western Union, MoneyGram и др.

Большинство операторов не раскрывают объем своих переводов, но даже те, кто согласился предоставить эти данные, в прошлом году перевели $4, 8 млрд. Сбербанк в их число не вошел. Так что можно смело утверждать, что объем переводов в 2003 г. превысил $5 млрд, что при минимальной комиссии в 2% (см. таблицу) принесло им доход не менее $100 млн. Впрочем, это очень скромная оценка, которая наверняка вырастет по итогам этого года.

На борьбу с неформалами

Операторы отмечают огромный потенциал для дальнейшего роста рынка. Говорить о насыщении рынка еще рано, поскольку спрос на переводы намного выше предложения, отмечает Узунян из "Юнистрима". По оценке начальника управления межбанковского сотрудничества ИМПЭКСБАНКа Алексея Абрамейцева, граждане переводят с помощью экспресс-переводов вдвое меньше, чем переправляют наличными через неофициальных посредников.

Именно за счет этой категории собираются развивать свой бизнес практически все операторы. Представитель Travelex отмечает, что использование современных технологий снижает себестоимость перевода и позволяет устанавливать тарифы, доступные для широких слоев населения: "У людей пропадает стимул ехать к поезду и платить незнакомым людям за передачу денег, например, на Украину, поскольку отправить $200 через ближайший банк-агент стоит дешевле, чем такси до вокзала и обратно".

Сбербанк в уме

При этом эксперты Contact полагают, что сейчас идет процесс сегментации операторов, в результате которого они разделятся на глобальные и локальные системы с возможным закрытием или продажей последних. Это мнение разделяет Абрамейцев. По его оценке, основной тенденцией рынка может стать объединение крупных систем переводов, созданных ведущими банками, с серьезными оборотами и хорошими перспективами. Сейчас их около десяти, и подобный пул с участием хотя бы 5-7 крупных сетевых банков сможет составить серьезную конкуренцию той же Western Union, полагает Абрамейцев.

Федорусенко соглашается, что число российских операторов будет уменьшаться, поскольку во всем мире доминируют транснациональные системы, а местные "коридоры" переводов, насчитывающие большую историю, функционируют по инерции. Он ожидает существенного изменения расстановки сил на рынке в случае объединения сетей Сбербанка с "тезками" в странах СНГ. "Думаю, он это успешно сделает", - говорит эксперт.

Мальцев также считает, что наибольшими перспективами для развития обладает система переводов Сбербанка с налаженной инфраструктурой между его многочисленными филиалами. А Федорусенко отмечает, что после модернизации технологии сможет существенно усилить свои позиции почта. В Western Union убеждены, что движение банков в регионы будет стимулировать дальнейший спрос на услугу перевода средств. А представители Migom ожидают от ориентирующихся на розницу банков организации неторговых переводов через прямые корсчета, минуя услуги систем экспресс-переводов.

Не до конкуренции

В самой Western Union убеждены, что каждая из существующих систем имеет свою специфику и ориентирована на своего потребителя, и отмечают, что новым игрокам потребуется время, чтобы выстроить сеть, сделать марку узнаваемой и, самое главное, завоевать доверие. Антонов из Росбанка также считает, что рынок еще не созрел до конкуренции, а каждый из способов переводов (международные, локальные, банковские, почтовые, через третьих лиц) имеет свою клиентскую базу, так что борьба за клиентов практически не ведется.

Не опасается конкуренции и директор по развитию бизнеса MoneyGram Виталий Рубанов. Он констатирует, что система не осуществляет переводы внутри России, а выполняет лишь их за рубеж или обратно. На этом сегменте, кроме Western Union, значимых конкурентов он не видит сейчас и не ожидает даже в далеком будущем.

Иное дело внутри России. Здесь Рубанов считает конкуренцию достаточно жесткой, так как практически каждый банк с развитой филиальной или корреспондентской сетью пытается развить собственную систему денежных переводов по России или из России в страны СНГ.

Кочарян даже сетует на демпинг со стороны "юных систем". Мальцев из МФД говорит, что, пока у некоторых систем стоимость перевода доходит до 10%, возможность ценовой конкуренции сохраняется. Но у большинства систем она уже приблизилась к 2, 5-3%, которые эксперты называют минимальным уровнем рентабельности, позволяющим окупать расходы и поддерживать развитие.

Семь отличий

Но несмотря на всю "сегментацию", представители большинства систем описывают своих клиентов примерно одинаково. Клиенты Contact - иностранные рабочие и служащие, родственники на ПМЖ, эмигранты; MoneyGram -иностранные работники и родственники эмигрантов; "Юнистрим" - физлица, помогающие родным и близким; Migom - гастарбайтеры и оказывающие материальную помощь родственникам по РФ. Western Union добавляет к этому списку родителей зарубежных студентов и туристов, а "Анелик" -диаспоральных клиентов. А один из экспертов добавляет еще одну категорию клиентов - тех, кто не желает афишировать операции со средствами и их происхождение. Разница лишь в деталях. Так, система "Анелик" с одноименным банком в России ориентирована на материнскую структуру в Армении и армянскую диаспору по всему миру, a PrivatMoney Москомприватбанка - на материнский Приватбанк на Украине. Кочарян уверяет, что "Анелик" является лидером на рынке стран СНГ, а PrivatMoney считает себя лидером на рынке переводов Россия - Украина с долей около 25%.

Василий Кудинов