Публикации в СМИ

Агентство финансовой информации "М3-медиа", 16.04.04.

Contact: год пятый

После победы над заморским конкурентом Contact решил стать платежной системой

Свое пятилетнее присутствие на рынке денежных переводов без открытия счета АКБ "Русславбанк", создатель системы Contact и ее клиринговый центр, решил отпраздновать в рабочей обстановке, организовав в Москве Вторую международную конференцию "Год пятый: естественный выбор".

В прошлом году система заметно укрепила свои позиции на рынке за счет расширения географии. В списке стран, куда можно отправить деньги, появился, в частности, Китай. Она получила премию Бренд года/EFFIE 2003, оказавшись в одном ряду с Альфа-Банком и "Ингосстрахом". Но не только этим славится Contact. В Русславбанке добились-таки положительного решения МАП в отношении ООО НК Вестерн Юнион ДП Восток, запрещавшего банкам работать с другими системами денежных переводов.

МАП признало неправомерными действия Вестерн Юнион. Судебные жалобы результата не принесли. Все осталось на своих местах, а на рынке денежных переводов будто воцарился принцип равноправия.

Нам с вами, потребителям финансовых услуг, этот пиар-скандал не принес ничего. Вопреки ожиданиям, системы не стали конкурировать друг с другом тарифным демпингом, а лишь нелицеприятно высказывались в адрес друг друга. Рынок же денежных переводов жил своей жизнью, появились новые системы переводов, а конкуренция стала еще жестче.

Все начиналось с тесного сотрудничества с системой переводов Anelik, но в Русславбанке отказались от диаспорального принципа развития системы, и пошли своим путем. Вездесущая статистика утверждает, что с выбором не ошиблись.

По данным 2003 года, количество банков-респондентов и небанковских организаций, участвующих в системе Contact достигло 167, в России и за ее пределами работают 3 800 пунктов обслуживания. А общий объем денежных переводов составил 246 млн. рублей.

Любопытно, что если раньше система Contact эксплуатировала идеи диаспоральности, то в последнее время занялась глобализмом.

Диаспоральный принцип - беспроигрышный. В Россию едут на заработки из разных стран СНГ. Как рассказывают в Русславбанке, на начало недели обычно приходится всплеск потребительской активности. Люди несут деньги в банки и переводят их на родину. То есть строит себе простой украинский рабочий очередной подземный паркинг или торговый центр посреди Москвы. Потом идет в банк и отправляет деньги в Донбасс, где плачут его голодные малые дети, играя в прятки близ заброшенной угольной шахты.

Ориентация на гастарбайтеров логична и доходна, но не исчерпывает весь рынок денежных переводов. В среднем, около 500 долларов США переводит простой постсоветский человек, живущий на территории России и ближнего зарубежья. Идея "родственных переводов" тоже оказалась успешной маркетинговой
стратегией.

При этом непонятно, зачем за пару дней до конференции системы Contact Центральный банк РФ решил осчастливить переводчиков денег тем, что официально позволил ежедневно переводить до 5 000 долларов США без указания цели перевода, если статистика показывает, что средний потребитель не способен на большее,
нежели 500 долларов. Напомним, до недавнего времени мы могли переводить до 2 000 долларов США без декларации.

К тому же, всем сообразительным гражданам понятно, что нужно сделать, чтобы перевести, как минимум, в двенадцать раз больше указанной Центробанком суммы. Поясним. На российском рынке денежных переводов работают 13 систем. Систему RIA Envia можно не учитывать в этом контексте, поскольку она позволяет всего лишь выдавать присланные нам из-за границы деньги. Таким образом, вы можете воспользоваться услугами 12 оставшихся систем переводов и с помощью каждой из них ежедневно отправлять по 5 тысяч долларов США.

Примечательно следующее. Системы никак не связаны друг с другом, а потому никто не узнает, что вы знатный переводчик крупных сумм.

Амбиции системы Contact простираются дальше обслуживания диаспор. Вполне возможно, что в скором времени Contact станет не просто системой переводов, а платежной системой. По словам председателя правления Русславбанка Николая Гусмана, планируется заключение специального соглашения с оператором сотовой связи МТС. Используя возможности системы Contact, мы сможем пополнять счета на своих мобильниках в любой точке роуминга "Мобильных телесистем", если там есть отделение системы Contact. Кроме того, обсуждается идея выхода на рынок потребительского кредитования. Если планы реализуются, то мы сможем погашать
кредиты, взятые в Москве, находясь, скажем, в Кишиневе или Риге. В этом нам поможет система Contact.

Она станет не только платежной системой, Русславбанк не только расширит свое присутствие на розничном банковском рынке, но и мы с вами получим совсем иной сервис, не сопоставимый с тем, что сейчас предлагают системы денежных переводов.

Вероятно, будущее рынка денежных переводов не только в самих переводах - дешевых и быстрых, но и в дополнительных услугах. Кто предложит их в большем объеме, тот не просто выиграет, с точки зрения самого бизнеса, но и получит бесспорное конкурентное преимущество. Тогда понадобится в два раза больше конференций, но не скандалов.
Олег Федорченко